Исследователи провели аналогичный эксперимент, в этот раз только на салате, в другой среде — четырёхуровневой вертикальной ферме. И получили тот же результат: сравнение культур, выращенных на двух опытных уровнях с теми, что были собраны с контрольных уровней, не выявило значимых различий в количестве листьев, свежем и сухом весе.
Что касается возможной экономии, в исследовании приводятся расчёты на основе реальных тарифов на электроэнергию, которые показывают, что расходы на искусственное освещение можно уменьшить на 15–23%. Основная экономия обеспечивается оптимальным использованием почасовой тарификации: система ежедневно сверяется с завтрашними расценками и планирует «ночь» на восемь наиболее дорогих часов. Дополнительная экономия получается за счёт участия в долгосрочных схемах управления спросом: потребитель заключает контракт с поставщиком, согласно которому последний имеет право несколько раз в месяц устанавливать «тёмные» часы по своему усмотрению. Экономия самих энергетических компаний, по расчётам авторов исследования, составит суммарно по России до 10 млрд рублей в год.
В конечном итоге снижение себестоимости овощей должно отразиться и на розничных ценах.
«По сути, наша работа связана с неиспользованным потенциалом синергии между пищевой промышленностью и энергетической системой в городской среде», — прокомментировал работу один из её авторов, руководитель Проектного центра агротехнологий Сколтеха профессор Лоран Генцбиттель.
«Такого рода синергия становится возможной при цифровизации и декарбонизации энергетической системы — эта трансформация стоит дорого, зато создаёт множество возможностей для повышения эффективности генерирующих мощностей путём уменьшения затрат на эксплуатацию и расширение энергосети, — добавил доцент Центра системного проектирования Сколтеха Хенни Уэрдан, научный руководитель исследования. — Гибкость на стороне потребителя позволяет реализовать значительную часть возникающей выгоды в таких отраслях, как земледелие, которые эту гибкость и обеспечивают. Тем самым их высокая потребность в электроэнергии из ограничения превращается в благоприятную возможность».
По словам учёных, продемонстрированное ими экономическое преимущество может быть отчасти доступно и при выращивании помидоров, огурцов и — в меньшей степени — клубники. Поскольку все эти растения цветут и плодоносят, более половины их жизненного цикла приходится на стадии развития, которые не актуальны в контексте производства зелёных листовых овощей (их собирают до наступления цветения) и к которым результаты исследования могут быть неприменимы. Условия освещения могут иметь первостепенное значение во время и после формирования соцветия. Выведение сортов, цветение которых не зависит от длины непрерывного светового дня, позволит и эти культуры выращивать в закрытых условиях с экономией расходов на освещение.
Помимо расширения круга подходящих сельскохозяйственных культур, учёные планируют исследовать возможности оптимизации расходов на отопление.
Авторы исследования видят в управлении спросом ключевой компонент будущего энергетики. Несомненно, свой вклад в выравнивание нагрузки на сеть внесут и локальные накопители энергии высокой ёмкости, такие как ванадиевые проточные аккумуляторы, над которыми работают в Сколтехе. Но ту же проблему будут параллельно решать всё более тонкие механизмы управления спросом: они будут стабилизировать сеть на основе рыночных механизмов, а не функционирующих на стороне потребителя массивных батарей.